Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г.п. Бешенковичи имени И.И.Строчко» с 2002 года обучает учащихся с ОПФР и с 2013 года является опорной школой, в которой созданы условия для успешного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и организован образовательный процесс по образовательным программам специального образования в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Приоритетным направлением деятельности опорного учреждения является организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания, распространение эффективного педагогического опыта работы, направленного на решение приоритетных задач развития системы специального образования и оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, в том числе детям, имеющим аутистические нарушения.
Содержание работы школы при организации интегрированного обучения и воспитании и перехода к инклюзивному образованию отличается от его обычного режима тем, что образовательный процесс осуществляется с учетом требований, предъявляемых нормативными правовыми документами не только к среднему, но и к специальному образованию: создаются специальные условия для обучения и воспитания учащихся с ОПФР, формируются новые качественные характеристики взаимодействия и взаимоотношений участников образовательного процесса при объединении детей с разными познавательными возможностями и образовательными потребностями.
Состояние социума в микрорайоне выдвигает школу на роль социокультурного центра. Деятельность школы в режиме социального центра способна разрешить многие социальные проблемы и задачи. В частности, создание такого пространства, в котором отдельно взятый человек, может найти свою нишу, успешно реализовать свои умения и способности.
Открытию классов интегрированного обучения и воспитания предшествует разъяснительная работа с родителями, дети которых будут обучаться в условиях образовательной интеграции. Так как многие родители не имеют достаточных знаний в области педагогики и психологии, не всегда понимают необходимость обучения их ребенка по другой образовательной программе. В целях устранения предубеждений против интеграции, в школе уделяется пристальное внимание сотрудничеству администрации, учителей-дефектологов, учителей-предметников с родителями особенных детей. Часто родители нуждаются в психологической помощи по преодолению негативных установок. В данном направлении с родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, некоторые из них посещают уроки в интегрированных классах.
Считаем, что только координация усилий, объединение образовательного процесса в школе и воспитательного в семье может создать эффективные предпосылки сотрудничества с родителями и удовлетворения разнообразных нужд ребенка с особенностями психофизического развития.
В рамках создания адаптивного образовательного пространства в школе оборудовано два учебных кабинета учителя-дефектолога, в которых собраны методические пособия для проведения диагностики, коррекции познавательных процессов, развития речи, методические рекомендации для педагогов и родителей. Имеется кабинет педагога-психолога, пункт коррекционно-педагогической помощи. Пространство пункта коррекционно-педагогической помощи организовано с учетом потребностей учащихся, разделено на функциональные зоны: учебную, игровую, релаксационную, сенсорную; зону технических средств обучения; зону развития мелкой моторики; зону развития артикуляционной моторики и постановки звуков. Так как школа находится в проекте, мы продумали и организовали на первом этаже школы в одном блоке все учебные кабинеты для разных видов деятельности детей с ОПФР.
Одним из условий социализации детей с ограниченными возможностями является формирование безбарьерной среды в нашем учреждении образования. Мы совершенствуем нашу безбаръерную среду: обеспечен беспрепятственный доступ детей: установлен электрический подъемник. В учреждении образования создаются материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам, а также правилам пожарной безопасности.