РУС БЕЛ ENG

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руко­водством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки само­образовательной работы, которым в обыденной жизни придает­ся огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их фактическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

  • расширение границ учебной работы;
  • углубление содержания учебных предметов;
  • получение доступных для самостоятельного усвоения зна­ний, умений и навыков;
  • закрепление и повторение изученного на уроках матери­ала;
  • упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
  • развитие интереса к учению;
  • приобретение школьниками навыков самостоятельной ра­боты;
  • формирование исполнительских навыков.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта фор­ма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домаш­них условиях, а в школьных, содержит в себе самообразова­тельные начала и характеризуется самостоятельными учебны­ми действиями учеников.

В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

 

Образовательные функции:

  1. Информационная функция заключается в организации ка­чественного закрепления и повторения системы знаний, по­лученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
  2. Развивающая функция служит задачам развития позна­вательных интересов учащихся, их потенциальных воз­можностей и познавательной деятельности. В процессе са­моподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.
  3. Конструктивная функция способствует появлению у школь­ников навыков планирования своей учебной работы, рас­пределения сил и соразмерения возможностей.
  4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
  5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к пе­реработке полученных знаний, когда с их помощью у уча­щихся пробуждается потребность в творческом самовыра­жении.

 

Воспитательные функции:

  1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функ­ции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
  2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процес­се систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самооб­разованию, положительное отношение к учению.
  3. Формирующая функция способствует настойчивому и пос­ледовательному формированию положительных черт харак­тера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, во­левые проявления в достижении цели, активность и мно­гие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
  4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения ра­бочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самопод­готовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домаш­них заданий1. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

 

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффек­тивное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опи­рается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:

  • подготовка детей к работе (организационный этап);
  • самостоятельное изучение материала;
  • самоконтроль и самооценка;
  • заключительный педагогический контроль.

Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффектив­ности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили сво­ей актуальности основные гигиенические, дидактические и вос­питательные требования к организации такого вида деятельно­сти в ГПД.

 

К основным гигиеническим требованиям относятся:

  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
  2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
  3. Чистота оконных стекол.
  4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
  5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
  6. Поддержание нормального температурного режима.
  7. Регулярное проветривание классных комнат.
  8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
  9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
  10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
  11. Поддержание чистоты и порядка в классе.
  12. Соблюдение школьниками личной гигиены.
  13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  14. Проведение «физкультминуток».
  15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
  16. Устранение шумовых раздражителей.
  17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

 

Дидактические требования к самоподготовке:

  1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопро­верка, проверка воспитателем).
  4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
  5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающи­ми учениками.
  6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обо­юдных контактов учителей и воспитателей.

 

К воспитательным требованиям относятся:

  1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимули­рующих любые проявления самостоятельности при выпол­нении домашнего задания.
  3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоя­тельной работе.
  4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учени­ков от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
  5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

 

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь ука­занными требованиями во время самоподготовки, сможет под­держивать нужный для самостоятельной работы порядок.

 

поделиться в: