РУС БЕЛ ENG

Методические рекомендации по организации экскурсии в распорядке дня группы продленного дня

Продленный день создает благоприятные условия для ре­гулярного проведения экскурсий.

Экскурсии бывают многоцеле­вые и одноцелевые или комплексные, т.е. входе их решаются либо одна, либо несколько задач. Знания, сообщаемые на эк­скурсии, носят, как правило, природоведческий и обществовед­ческий характер.

Экскурсия — общеразвивающее занятие в группе продлен­ного дня, составная часть системы занятий на открытом возду­хе. Длится она от 2 до 2,5 часа.

Отличительные особенности этой формы воспитания — показ и объяснение наблюдаемого объекта, движение по избранному маршруту, познавательная, двигательная и досуговая деятель­ность школьников.

Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и вос­становить умственную работоспособность детей; с другой — не­навязчиво организовать их познавательную деятельность.

Общие задачи экскурсионных занятий следующие:

  • сформировать общественно ценное отношение к активной досуговой деятельности, служащей духовному и физическому обогащению личности;
  •  развить социально значимые потребности заполнять свое свободное время разнообразными экскурсиями;
  •  воспитать общие способности использовать экскурсию для всестороннего и гармонического развития личности.

Решая эти задачи при организации экскурсии, следует учитывать ряд требований:

  1. Двигательная деятельность детей должна быть домини­рующей. Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность заполняет кратковременные паузы на останов­ках.
  2. Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.
  3. Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.
  4. Содержание экскурсии следует обогащать кратковре­менными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.
  5. Каждая экскурсия посвящается объяснению одного-двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая инфор­мация.
  6. К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.

Воспитатель сообщает тему, цель, маршрут экскурсии, рас­пределяет обязанности между школьниками, проверяет их одежду, обувь, оценивает соответствие их сезону и погоде, пре­дупреждает о соблюдении осторожности на некоторых этапах маршрута.

Иногда бывает полезно прервать экскурсию на короткое время, собрать воспитанников и дополнительно разъяснить свои требования.

Завершая экскурсию, воспитатель предлагает им прове­рить чистоту одежды и обуви. Кратко подводя итоги, воспита­тель дает оценку поведения детей.

Особенность этих занятий состоит в том, что они проходят на воздухе. При ненастной погоде экскурсия может быть пре­рвана или сокращена. В зависимости от настроения группы воспитателю порой целесообразно изменить содержание деятельности учащихся. Ему важно сохранить бодрое и радостное настроение воспитанников. Импровизированные развлечения и забавы помогают в этом.

Для учащихся первых — четвертых классов необходимо под­готовить четкие программы экскурсий, предусматривающие последовательное и систематическое расширение кругозора школьников. Экскурсия как бы вводит детей в жизнь. Эта форма предъявляет воспитателю повышенные требования. Ему нужно тщательно подбирать материалы, быть готовым к ответу на самые неожиданные вопросы. Желательно, чтобы к про­ведению экскурсий, особенно на предприятия, привлекались местные специалисты.

Готовясь к экскурсии, воспитатель должен удачно избрать ее объект.

Особое внимание воспитатель уделяет маршруту. Нельзя допускать, чтобы экскурсии проходили по одним и тем же мес­там.

Протяженность маршрутов зависит от возраста воспитанников. В начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км, в подростковых — до 5 км. Кольцевые маршруты имеют преиму­щество перед радиальными. Движение по радиальному мар­шруту больше утомляет учеников.

Воспитатель составляет план экскурсионной работы, кото­рый включает схему объектов и маршрутов экскурсий с учетом возраста детей.

Необходимо менять источник информации, с тем чтобы при­дать новизну занятию. С этой целью можно привлекать роди­телей, других взрослых, старшеклассников и самих детей к ор­ганизации экскурсии. Общение с различными людьми расши­ряет знания о жизни окружающих людей, возбуждает любо­пытство и уважение к ним, повышает их авторитет в глазах школьников.

На изучение климатических особенностей родного края це­лесообразно запланировать в I—IV классах три экскурсии в год. Осенью, зимой, весной учащиеся наблюдают одни и те же объекты, отмечают изменения в растительном, животном мире, на водоемах, в почве. Сопоставляя факты, впечатления, они приобретают знания о местных климатических особенностях, о приспособлении человека к изменяющимся природным ус­ловиям.

В процессе каждой природоведческой экскурсии формирует­ся бережное отношение к окружающей природной среде. При показе и объяснении различных явлений целесообразно применять средства топографии. Понимание топографических знаков обогащает школьников знаниями прикладного характера.

Важное  значение для  познавательной  деятельности  детей имеют обществоведческие экскурсии. Они  раскрывают трудовую деятельность людей, живущих в данной местности. Воспи­татели используют эти занятия для углубленной профориентационной работы с детьми, для психологической и нравственной их подготовки к труду. Темы обществоведческих экскурсий мо­гут быть следующими: «Объекты труда людей в родном краю», «Процессы и специализация труда людей», «Материальные результаты труда», «Труд людей по благоустройству», «Творчество  людей»,  «Общественная  деятельность  людей»,   «Трудовые  боевые традиции родного края».

Экскурсионная деятельность ценна тем,  что  во время нее можно  собрать  материалы  различного  назначения:   раздаточный материал для уроков, краеведческого уголка  или музея, образцы  местных полезных ископаемых,  горных пород,  почв, растительные образцы для гербариев, насекомых для коллекций. Аналогичным образом идет сбор материалов, раскрывающих экономику и историю родного края. Экспонаты, собранные учениками, передаются музею.

 

поделиться в: