РУС БЕЛ ENG

Семья и её значение в сексуальном воспитании детей. Сексуальная грамотность: о чём и в каком возрасте говорить с детьми, чтобы защитить их от сексуального насилия

Уважаемые родители! Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола. «Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении», – так считал А.С. Макаренко.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения – в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях. Не говоря уже о том, что сексуальное воспитание даёт возможность избежать инфекционных заболеваний, передающихся половым путём. К сожалению, не все родители дают полную информацию или информацию вообще по этому вопросу. Отсюда возникает недопонимание, недоверие.

Простые правила для родителей, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми

  1. Вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам.
  3. В беседе не ограничиваться одними биологическими фактами, высказывать свое к ним отношение.
  4. Если ребенок употребляет непристойные слова, необходимо спокойно объяснить ему их значение, а потом сказать, почему не нужно так говорить.
  5. Научите ребенка говорить взрослым нет, чтобы избежать сексуального насилия с их стороны.
  6. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.
  7. Мальчики и девочки должны знать о физиологических особенностях противоположного пола.
  8. Необходимо рассказывать детям о СПИДЕ и других опасных болезнях.
  9. При разговоре с детьми стараться не вызывать смущения у них.
  10. На вопросы детей отвечайте четко, в пределах осознания ответа ребенком.

В процессе воспитания детей нужно стремиться   к тому, чтобы у них были сформулированы следующие представления.

В 3-6 лет дети должны:

– иметь представление об элементарных гигиенических навыках и правилах поведения;

– осознавать   принадлежности к определенному полу;

– развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь.

В 7-11 лет подростки должны:

−  быть осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме,

− иметь представление о деторождении, о биологической стороне репродуктивной функции;

− быть осведомлены об изменениях в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

− знать, что дружба – это многогранное проявление отношений;

−  понимать, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет должны:

− уметь обсуждать моральные ценности, знать их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

−  знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД;

− знать о насильственных действиях сексуального характера, чтобы проводить линию безопасного поведения и ответственности (СМИ значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

− уметь сказать «нет»;

–  осознавать ответственность за свой выбор, за свой поступок.

Подростки 14-18 лет должны знать:

− биологические аспекты репродукции;

− о семейных парах, об отношениях между молодыми людьми, о разводе, разлуке;

− знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

− уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

− знать основы брачного законодательства;

− знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

Очевидно, в воспитании велико влияние отца – на сына, матери – на дочь. Если мама воспитывает уважительное отношение сына к себе, это может быть в будущем перенесено на девушку, жену, женщину вообще. Так же и у девочек. Если папа – образец мужчины, дочка уважительно относится к нему, и в будущем она так же по-доброму будет относиться к мужчинам.

Будьте осторожны с наказанием! Желательно, чтобы мальчика наказывала не мама, а папа. Девочку – наоборот. Этого правила необходимо придерживаться, чтобы сформировать у детей доброе отношение к противоположному полу.

Любите своих детей! Разговаривайте с ними! слышьте их !

поделиться в: