РУС БЕЛ ENG

Выпускникам

График ЦЭ (централизованного экзамена) в 2024 году

 У 11-классников экзамены будут проводиться в форме централизованного экзамена (ЦЭ).

  1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету(физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.
  1. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку(на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

 Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  • Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  • Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка

 

Рекомендации психолога: как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

Рекомендации психолога:

как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦТ

 

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦТ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они устают, недосыпают... Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

 

Организация времени в период подготовки к экзаменам и ЦТ

У каждого человека вырабатывается свой ритм жизни, и в период подготовки к экзаменам и ЦТ его коренным образом менять не стоит. Особое внимание необходимо обратить на организацию учебного и свободного времени, внести некоторые коррективы для более продуктивного его использования. С этой целью необходимо установить причины его недостатка, то есть в течение хотя бы нескольких дней проанализировать количество времени, затраченного на выполнение определенных дел [1].

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:

  • не умею отделять важные дела от второстепенных;
  • не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
  • не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
  • отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
  • не умею говорить «нет»;
  • не довожу начатое дело до конца;
  • много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел не дохожу;
  • не всегда предварительно планирую свой день;
  • начиная новое дело, долго раскачиваюсь;
  • откладываю дела, поступки, действия до какого-нибудь срока;
  • личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и др.).

Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Рассмотрим одного из главных виновников потери времени – привычку оставлять дела на потом.

 

Привычка откладывать дела на потом

Промедление часто не осознается человеком, так как для многих оно вошло в привычку. Это защитный механизм в сохранении своего «я»: лучше отложить дела на потом, нежели встретиться с реальностью сейчас. Иллюзорное представление о себе заставляет переносить запланированное действие и мотивировать это так: «Я должен быть совершенным»; «Все, что я делаю, должно получаться легко и без особых усилий»; «Я никогда не должен проигрывать» и др. Кто в это верит, не может проиграть, потому что никогда по-настоящему не участвует в состязаниях. Безопаснее ничего не предпринимать, чем рискнуть и проиграть. Некоторые постоянно откладывают свои дела на неопределенный срок. Можно задать себе несколько вопросов: что изменится вокруг меня, если я не так хорошо справлюсь с заданием? насколько все будет плохо? что со мной произойдет?

Школьники часто сильно преувеличивают ситуацию. На некоторые события они реагируют так, будто начинает рушиться жизнь. Ожидание катастрофы парализует. Надо понять, что это только собственные фантазии, выросшие из страхов. Следует отметать отрицательные установки, контролировать свои мысли, не позволять негативному мышлению завладеть сознанием. Положительные мысли нужно культивировать, следует приучить к ним свой мозг. Позитивное самопрограммирование уравновешивает эмоциональное состояние, освобождает психические процессы для активной внутренней работы [2]. Необходимо помнить, что когда учащийся непосредственно занимается делом, то тревога уходит, так как энергия используется на конструктивное решение задач.

Потерю времени также существенно сократит применение некоторых способов запоминания учебного материала.

 

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную [3]. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.

Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом с опорой на образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с учебным материалом [3].

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для этого необходимо:

  • разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки, которые служат смысловой опорой запоминания;
  • установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую последовательность их расположения;
  • прочитать материал полностью, определить его общий смысл.

При таком способе заучивания все его части запоминаются не изолированно, а в связи друг с другом. Это имеет большое значение для его осознанного понимания и воспроизведения.

Чтобы лучше усвоить информацию, применяют прием сравнения. Установление только общего в учебном материале затрудняет его припоминание [3].

 Для более быстрого запоминания учебного материала рекомендуется использовать мнемонические приемы. С этой целью необходимо как бы завязывать «узелки на память». Например, чтобы запомнить число 1357, необходимо внимательно рассмотреть цифры. Можно увидеть, что они нечетные и каждая последующая больше предыдущей на два.

Также применяют прием смыслового кодирования. Например, предлагается запомнить число 314 159. Для продуктивного запоминания необходимо заменить число фразой: «Это я знаю и помню прекрасно». Количество букв в каждом слове соответствует цифрам данного числа [4].

Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит осмысленной переработки сведений.

Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального повторения. Суть их состоит в следующем.

  1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий – через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4 часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня [5].

Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного материала.

  1. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не прошел по схеме «сдал и забыл».
  2. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем «рабочие» дни.
  3. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а также перед сном, а затем утром, на свежую голову [6].
свернуть

Вступительная кампания 2024 в Беларуси

Одиннадцатиклассников и абитуриентов в этом году ждут новые правила итоговой школьной аттестации и поступления в ВУЗы и колледжи.

Выпускные школьные экзамены

Главные новшества касаются выпускных экзаменов после 11 класса.

  • ЦЭ и ЦТ в единые сроки
  • Тесты будут проходить в специально организованных пунктах на базе учебных заведений, а не в школе. ЦЭ по государственному языку назначен на 30 мая, а по выбранному предмету — на 27 мая.
  • 3 июня — ЦТ для тех, кто планирует поступление в вузы.

Новые правила помогут снизить умственную и психологическую нагрузку на школьников. Если раньше нужно было сдавать государственный язык два раза и совмещать две формы подготовки (к изложению в школе и ЦТ), то теперь можно спокойно готовиться к одному экзамену в форме тестирования. Вдобавок выпускников освободили от сдачи обязательных экзаменов по математике, истории Беларуси и иностранному языку. То есть школьники сдают только тот предмет, к которому есть предрасположенность и который понадобится при поступлении в университет.

Изменятся сроки регистрации на централизованное тестирование —

с 9 по 22 апреля.

В этом учебном году каждый абитуриент, который будет сдавать ЦЭ или ЦТ, увидит в личном кабинете размещенную копию своей работы. Теперь не будет необходимости запрашивать информацию в министерстве или РИКЗ. К моменту выдачи сертификата желающие смогут проверить правильность результата. 

ВУЗы: порядок поступления 2024

Для поступления в ВУЗ в новом учебном году по-прежнему нужно сдавать три сертификата: по государственному языку и двум профильным дисциплинам. Разница в том, что ЦТ достаточно сдать один раз. Например, пройти тестирование по истории Беларуси, приложить сертификаты ЦЭ по русскому и английскому — и подать документы на лингвиста.

Поступление без ЦТ

Поступление в РБ без ЦТ возможно для нескольких категорий абитуриентов.

Победители олимпиад

Университетские и республиканские олимпиады по предметам состоятся с января по март. У занявших 1, 2 и 3 место есть возможность поступить вовсе без вступительных испытаний. Победителей университетских олимпиад будут зачислять в марте в ВУЗы, при которых была организована олимпиада. Победителей республиканских и международных освобождают и от ЦТ, и от ЦЭ.

Целевики

Обладатели направления на целевую подготовку специалиста для организации или предприятия сдают внутренние экзамены в институте вместо ЦТ. Для целевиков вводим порог: минимум 7 баллов по всем предметам. К слову, вопросы для устного экзамена уже опубликованы на сайте ведомства, они полностью соответствуют школьной программе. Какой экзамен нужно сдавать и какой будет экзаменационная программа, необходимо проверить на сайте университета. Проведение внутренних вступительных испытаний и зачисление в вузы на условиях целевой подготовки и на общих основаниях смещаем на начало июля 2024 года — после выдачи аттестатов и дипломов выпускникам школ и колледжей.

Выпускники профильных педагогических классов

Автоматически принимаются на инженерно-педагогический факультет БНТУ при оценках минимум 8 баллов по профильным предметам и минимум 7 по остальным.

Выпускники лицеев при ВУЗах

Имеют возможность не сдавать экзамены при поступлении в соответствующий ВУЗ.При условии успеваемости по всем предметам не ниже 8 баллов, по профильным — не ниже 9. В этом году такая возможность будет также у обучающихся в лицеях БНТУ и ВГУ. 

Выпускники “Национального детского технопарка”

Обучавшиеся на направлениях “техника и технологии” и “естественные науки” получают в этом году право поступить по результатам собеседования. При условии, что есть положительная рекомендация от администрации УО. Перечень доступных для поступления направлений включает самые передовые и престижные: автомобилестроение, авиакосмические технологии, энергетика, природные ресурсы, робототехника, электроника, виртуальная реальность, наноиндустрия, информационная безопасность,биотехнологии, IT, экология, архитектура и дизайн, лазерные технологии.

Выпускники педколледжей

Не сдают вступительные испытания в ВУЗ на педагогические направления при условии заочной формы обучения.

Поступающие на спортивные и творческие направления

Будущие студенты спортивных и творческих специальностей (актеры, артисты, дизайнеры, художники, музыканты и т.п.) сдают в дополнение к ЦЭ внутривузовский экзамен по творчеству или физической культуре.

Выпускники ССУЗов

Поступая в ВУЗ после колледжа на ту же специальность, абитуриенты сдают два внутренних экзамена по профильным предметам. Обучение в этом случае предполагает сокращенный срок — 3.5 года вместо 5. Если поступать после колледжа на другую специальность, придется сдать ЦТ по трем предметам: языку и двум профильным.

Выпускники “Школы управления”

Проходят без вступительных испытаний в Академию управления при Президенте РБ.

Медалисты смогут поступать без экзаменов на все специальности в любые региональные вузы, а в столичные — на наиболее востребованные экономикой специальности. Выпускники колледжей с красным дипломом также смогут поступать без экзаменов по своему профилю. 

Поступление в колледж в 2024 году

Раньше выпускники 11 классов должны были сдавать ЦТ на определенные специальности: инженерные, юридические и медицинские. На остальные направления достаточно было пройти по конкурсу школьных аттестатов. С этого года ЦТ при поступлении в колледж на любую специальность отменяется. Как и после 9 класса, так и после 11-го все отныне поступают по среднему баллу аттестата.

Льготы при поступлении

Есть категории, имеющие право на приоритетное зачисление на первый курс. То есть эти абитуриенты также сдают экзамены, но проходят по конкурсу в первоочередном порядке. К ним относятся:

  • абитуриенты военных факультетов и учреждений образования от МВД, МЧС, Пограничного комитета РБ, Министерства обороны,
  • ранее бывшие воспитанниками военно-патриотических клубов
  • лауреаты республиканской олимпиады, прошедшие заключительный этап и заслужившие похвальный отзыв.

При равном количестве баллов преимущество при зачислении имеют дети-инвалиды и сироты. Полный перечень льготников уточняйте на сайте Министерства образования.

Характеристика из школы

 Каждый абитуриент при подаче документов в приемную комиссию обязательно предоставляет характеристику из школы. В ней содержится информация о личности, успеваемости, увлечениях, участии в молодежных организациях и мероприятиях и т.д. Такую рекомендацию составляет классный руководитель, заверяет педсовет и подписывает директор.

На результаты поступления новый документ не влияет. Он нужен для составления портрета будущего студента. Так преподаватели будут знать, какой педагогический подход применить, что можно поручить и каких результатов ожидать от нового подопечного.

Поступление на заочное обучение в 2024 году

Для поступления на заочное теперь понадобится иметь стаж работы, который должен быть подтвержден документально. Срок стажа — минимум 10 месяцев на момент подачи документов в приемную комиссию. Это правило не касается тех, кто:

  • имеет инвалидность 1 или 2 группы;
  • окончил ССУЗ и продолжает учиться по специальности;
  • является спортсменом определенной категории;
  • вернулся из армии в год поступления.

 

свернуть